Мой профиль       Выход
Уважаемые клиенты Хеседа, если вам нужна какая-то помощь, но вы не можете дозвониться в Хесед,
пожалуйста, позвоните по этому бесплатному номеру +380947111104


  • />
  • />
  • />
  • />
Меню сайта





Архив новостей



Поиск










Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 06:39

Главная » Статьи » Еврейская традиция [ Добавить статью ]

Сексуальность в свете Каббалы и хасидизма

Надо, конечно, обладать немалой наглостью, чтобы озаглавить статью подобным образом. Дело в том, что означенная тема совершенно необъятна. Должен сознаться, что в мои намерения входит сообщить лишь самые фундаментальные сведения, относящиеся к этой важной и деликатной теме.

Давайте прежде всего попытаемся понять, что представляет собой человеческое тело с точки зрения Каббалы.

«И сказал Всесильный: „Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…”». Сразу же возникает вопрос: что такое „образ” Вс-вышнего? Ведь в другом месте Пятикнижия ясно сказано: „Никакого образа не видели вы в тот день, когда говорил с вами Б-г у Хорева из огня”. На основании этого стиха Рамбам, перечисляя тринадцать основ иудаизма, указывает, что Вс-вышнему не свойственны какие бы то ни было физические характеристики. По его словам: „Он не является ни телом, ни энергией, свойственной телам”. Кроме того, нам известно, что Вс-вышний бесконечен, абсолютно ничем не ограничен, Его сущность непостижима и не может быть обозначена терминами, доступными человеческому пониманию. Это вызывает, в свою очередь, ещё более глобальный вопрос: каков характер связи между бесконечным Творцом и конечным по своей природе творением? Логичным было бы заключить, что никакая связь между столь различными, диаметрально противоположными сущностями вообще невозможна.

Этот вопрос, который можно было бы назвать „основным вопросом Каббалы”, решается следующим образом: для взаимодействия со Своими творениями Вс-вышний создал особую, так сказать, интерфейсную систему, занимающую промежуточное положение между конечным и бесконечным. Описанием этой необычайно сложной и интересной системы, которую мы будем называть „системой сфирот” (хотя можно было бы назвать её „системой миров” или „системой парцуфим”, антропоморфических образов), занимается Каббала. Опишем эту систему в самых общих чертах.

Для нас существенны два момента. Во-первых, некоторые компоненты системы называются „мужскими”, а некоторые – „женскими”. Суть дела в том, что первые служат для отдачи духовной энергии, а вторые – для её получения. Во-вторых, структура всей системы сфирот в целом и отдельных её элементов подобна строению человеческого тела. Точнее было бы сказать, что тело человека служит отражением или проекцией системы сфирот, которая, собственно, и является Б-жественным „образом”. Согласно этому толкованию, вышеприведённый стих из Торы следовало бы перевести так: „Создадим человека с помощью Нашего образа”, то есть с помощью системы сфирот.

Несмотря на ограниченные рамки статьи, необходимо провести параллели между десятью сфирот и различными частями человеческого тела. Сфире Кетер (корона) соответствует аура. Хохма и Бина (мудрость и постижение) – это два полушария мозга, Тиферет (красота) – туловище, Нецах и Год (вечность и великолепие) – ноги. Сфире Йесод (основание) соответствует половой орган, а сфире Малхут (царство) – жена человека. Это не должно нас удивлять, поскольку в Торе сказано, что муж и жена должны стать „единой плотью”.

Итак, можно сделать вывод, что человеческое тело представляет собой не что иное, как наглядное пособие для изучения Каббалы, то есть структуры и функционирования системы сфирот, или Б-жественного „образа”. На это намекают слова книги Иова „из плоти своей, я увижу Б-га”. И именно этим объясняется то обстоятельство, что Каббала использует язык антропоморфических описаний. В то же время пользоваться подобными параллелями следует с крайней осторожностью. Изучающий Каббалу должен сознавать, что высшие сущности абсолютно абстрактны и лишены всякого телесного, вещественного или сексуального (в обычном, человеческом понимании) содержания. В этом заключается одна из основных трудностей в изучении Каббалы.

Как уже говорилось, задача системы сфирот состоит в том, чтобы сделать возможным процесс творения, который, имейте в виду, осуществляется постоянно. В каждый момент времени как всё мироздание в целом, так и все отдельные существа получают Свыше некую силу, энергию, обеспечивающую их существование. Эта жизненная сила именуется на иврите словом „шефа”. Как учит Каббала, Б-жественный свет, или шефа, пройдя через систему девяти сфирот, сосредоточивается в сфире Йесод. Оттуда шефа передается сфире Малхут, символизирующей женское начало, а она уже распределяет её между всеми индивидуальными существами физического мира.

Коль скоро тело человека представляет собой микрокосм (видение космоса, в котором часть (микрокосм) отражает целое (макрокосм) и наоборот – ред.) системы сфирот, то процесс вырабатывания и передачи шефа также должен иметь своё отражение на уровне тела. Нетрудно догадаться, что аналогом шефа служит не что иное, как семя человека.

Необходимо сознавать, что тело человека означает много больше, чем просто модель системы сфирот. Это, как минимум, модель с обратной связью. Иначе говоря, всё, что происходит с телом, оказывает влияние и на систему сфирот. Любое наше движение порождает последствия во вселенском масштабе. Поэтому становится понятно, что нет большего счастья и наслаждения в мире, чем то, когда мужчина соединяется с женщиной, являющейся его женой по закону Торы с соблюдением всех требований, относящихся к чистоте этого акта, – ведь в этот момент человек уподобляется Самому Творцу, дарующему животворящую силу всем мирам и созданиям! Отсюда же можно сделать вывод, что величайшая профанация, на которую способен человек, заключается в том, что эта святая животворящая сила – можно даже сказать, его сущность – расходуется им напрасно. И вот мы пришли к сказанному в книге Зогар: нет большего греха, чем напрасное излияние семени. При этом следует иметь в виду, что под напрасным излиянием семени может подразумеваться любое запрещённое половое сношение.

В какой-то мере мы можем понять, почему Зогар столь строго предостерегает именно от этого греха. Ведь напрасное излияние семени означает передачу драгоценной духовной энергии, вверенной человеку Свыше, в область зла и нечистоты, называемую на языке Каббалы „клипот” (множественное число от „клипа”, что означает „шелуха”, „оболочка”). Было бы большой ошибкой предполагать, что при напрасном излиянии семени духовная энергия, заключенная в нём, исчезает бесследно. Уж если мы верим в физические законы сохранения материи и энергии, то тем более логично предположить, что мощнейший заряд духовной энергии, заключённой в семени человека, никак не может пропасть бесследно! И действительно, как учит Каббала, этот заряд „поглощается клипой”. Более того, поглощение это приводит к рождению малоприятных существ, а именно демонов и злых духов, которые впоследствии могут причинить зло собственному „отцу”, ответственному за их рождение, как при его жизни (например, могут вызвать у него депрессию), так и после смерти.

Можно также сказать, что грех этот составляет метафизическую сущность или квинтэссенцию любого преступления, указанного в Торе. Так, в книге Тания говорится, что суть любого греха заключается в передаче жизненности миру клипот. Это относится, в том числе, и к греху, не носящему выраженного сексуального характера, – скажем, еврей полакомился куском мяса очень вкусного, но некошерного животного… Похоже, Зигмунд Фрейд с его теорией о том, что всё поведение человека имеет сексуальную подоплеку, был не так уж далёк от истины.

Всем известна библейская история про Эра и Онана, которых Вс-вышний умертвил за этот самый грех. (Следует уточнить, что их грех заключался не в самоудовлетворении, а в том, что они практиковали прерванное сношение (coitus interrompus) с женой; таким образом, распространённое название греха напрасного излияния семени, связанного с именем Онана, является ошибочным). Поразительно, что при этом, согласно Закону, запрет напрасного извержения семени не относится к числу 365 заповедей, перечисленных в Торе, а установлен мудрецами. Одно из объяснений этому можно найти в седьмой главе первой части книги Тания. Речь там идёт о том, что, несмотря на всю тяжесть этого греха, последствия его больше проявляются в сфере чисто духовной, нежели материальной. Иными словами, жизненность впустую исторгнутого семени относится к категории „свет, не облечённый в сосуды” (ситуация, характерная для мира Хаоса). Хотя она обладает особенной силой и в изобилии может порождать духовную нечистоту, наиболее тяжёлой ситуацией следует считать таковую, когда сила эта облекается в материальный „сосуд”. Словами Тании, «…в этом смысл изречения мудрецов по поводу сказанного: „Искривлённое нельзя выправить” (Коэлет, 1:15) – имеется в виду мамзер – ребёнок, рождённый от близости, запрещённой Торой… Он (отец этого ребёнка) никогда не сможет возвысить эту жизненную силу к стороне Святости, так как она уже спустилась в этот мир и облеклась в живое человеческое тело».

Мы вынуждены также коснуться здесь одного особенно омерзительного греха, распространившегося как на насквозь прогнившем Западе, так и на не менее разложившемся Востоке. Речь идёт о гомосексуализме. Всем следует знать, что Тора называет этот грех „мерзостью” (а она в редчайших случаях употребляет столь сильные выражения) и относится к нему с особой непримиримостью. В свете сказанного выше можно представить себе, насколько ужасным является этот грех с точки зрения Каббалы. Ведь вся система сфирот основана на том, что мужское начало передаёт влияние женскому; поэтому ясно, что гомосексуалисты извращают саму сущность и предназначение человека и его Б-жественного образа и тем самым приносят в мир неслыханные разрушения и смерть (что очевидно на примере внезапно обрушившегося на человечество СПИДа)!

Несмотря на это, даже в некоторых еврейских кругах на Западе появилась тенденция к оправданию мужеложства – на том основании, что, мол, страсть к этому извращению настолько сильна у некоторых людей, что не поддаётся контролю. Это, конечно, отражает общую тенденцию в странах Запада, где стало просто верхом неприличия выступать против гомосексуалистов. Тамошнее общество выработало целую идеологию апологетики этого омерзительного греха, запрещённого, кстати, согласно Торе, не только для евреев, но и для всего человечества.

Конечно, можно предположить, что определённый процент людей обладает врождённой склонностью к гомосексуализму. Однако в самой по себе склонности ещё нет ничего дурного, если она никак не проявляется не только в действиях человека, но в его словах и даже мыслях, – наоборот! Я позволю себе процитировать Рамбама („Шмоне праким”): «Изучение трудов наших мудрецов приводит нас к выводу, что они больше ценят человека, побеждающего в себе злое начало, нежели того, кто свободен от побуждения ко злу и потому не ведёт с ним никакой борьбы. Они идут ещё дальше, утверждая, что чем более высокого уровня совершенства достигает человек, тем более сильное желание согрешить возникает в нём, тем ожесточеннее ведёт он войну со своей склонностью ко злу. „Чем больше человек, тем сильнее его дурное начало”. Мало того, они добавляют, что награда тому, кто побеждает в себе дурное начало, определяется соразмерно страданиям, перенесенным им в этой борьбе».

Д-р Шломо РОЗЕНОЕР.

Категория: Еврейская традиция | Добавил: m29p11 (13.07.2021)
Просмотров: 949 | Теги: Еврейская традиция, сексуальность, Кабала | Рейтинг: 5.0/71
Всего комментариев: 0
avatar
                                                                                  

ЧОБЕФ "Турбота поколінь - Хэсэд Дорот" © 2011 - 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz