Развод
Одним из революционных изменений, произведённых Торой в жизни человечества, стало введение ею института развода, позволяющего разлюбившим друг друга супругам расторгнуть свои отношения. Однако при этом еврейские законоучители всегда подчеркивали, что право развестись рассматривается как возможность, которой нужно пользоваться только в крайнем случае. То есть тогда, когда возникают обстоятельства, не позволяющие продолжать совместную жизнь.
В I веке до н.э. между двумя ведущими школами еврейских мудрецов – Шамая и Гилеля – возник принципиальный спор о том, какие причины могут быть оправданы для развода.
Ученики Шамая считали, что причиной развода может стать лишь легкомысленное поведение жены, заставляющее мужа подозревать её в измене.
А вот ученики Гилеля утверждали, что оправданием для развода может стать любое недовольство мужа тем, как его супруга ведёт домашнее хозяйство или готовит пищу. Однако и те, и другие подчёркивали, что семья священна, и нужно сделать всё для того, чтобы её сохранить.
„Если мужчина разводится с первой женой, даже жертвенник в Храме плачет”, – говорит по этому поводу Талмуд.
А мидраш на книгу Торы „Ваикра” приводит историю с рабби Меиром, показывающую насколько важен был с точки зрения мудрецов мир между супругами:
„Однажды в канун субботы, вечером, одна женщина до того заслушалась проповеди р. Меира, что вернулась домой, когда свечи уже успели догореть.
– Ты где это была так поздно? – спрашивает муж.
– Слушала проповедь р. Меира.
Муж, человек, склонный к грубым шуткам, крикнул ей:
– Пусть будет, что угодно, но ты не переступишь моего порога, прежде чем не пойдёшь и не плюнешь в лицо этому проповеднику.
И выгнал её из дому.
Прошла неделя, другая, третья. Говорят ей соседки:
– Ты всё ещё с мужем в ссоре? Соберись, пойдём с нами к проповеднику.
Р. Меиру уже было известно об этом случае, и когда женщины пришли, он вышел к ним с повязкой на глазу и спросил?
– Не умеет ли кто из вас ячмень на глазу заговорить?
Соседки и говорят тихонько той женщине:
– Иди-ка ты, пошепчи и сплюнь ему на больной глаз – муж и помирится с тобой.
Женщина направилась было к р. Меиру, но, подойдя поближе, оробела.
– Учитель, – созналась она, – это неправда, я заговорить глаз не умею.
– Ничего, не беда, дочь моя, – успокоил её р. Меир. – Ты только плюнь мне в лицо семь раз, и я вылечусь.
Женщина так и сделала.
– А теперь, – сказал р. Меир, – иди к своему мужу и скажи: „Ты приказал плюнуть раз, а я целых семь раз плюнула”.
– Рабби! – взволновались ученики. – Пристойно ли учёному так унижать себя?
– Никакого тут унижения для меня нет! – ответил р. Меир. – Упрочение мира между мужем и женой сам Б-г считает великим и святым делом”.
Поэтому не удивительно, что и в древности, и в Средние века случаи разводов в еврейских общинах были единичны, еврейская семья всегда считалась особенно прочной. Да и сегодня раввинатские суды в Израиле, в ведении которых находится развод еврейских супружеских пар, делают обычно всё возможное, чтобы сохранить семью, подчас намеренно и совершенно неоправданно затягивая процедуру развода и подталкивая супругов к примирению.
Вот как рассказывает об этом раввин Зеэв Мешков в антологии „Беседы о недельных главах Торы”:
„При разборе очередного дела о разводе в тель-авивском раввинатском суде возникла проблема. Супруги настаивали на том, чтобы всё нажитое ими за время совместной жизни было поделено поровну. В том числе и дети. Числом одиннадцать. Увидев, что никто из супругов не соглашается взять меньшую долю, раввин придумал оригинальный выход из положения.
– Отложите развод на год. За это время у вас родится ещё один ребёнок – и вы сможете поделить детей поровну.
Супруги приняли совет раввина, но через год в суд не явились. Раввин, улыбаясь, набрал номер телефона.
– Я полагаю, что вы помирились и можно закрыть дело? – сказал он поднявшему трубку мужу.
– Не совсем, но мы так и не можем поделить детей.
– Что, ваша жена не родила?
– В том-то и дело, что родила двойню!”.
Анализируя процедуру развода в иудаизме, можно понять, какую огромную роль отводит еврейская религия интимным отношениям между мужем и женой. Если, скажем, такие причины, как семейная ссора, несходство характеров и т. п. раввинатский суд может счесть необязательными для развода, то невозможность осуществления интимных отношений или неудовлетворённость ими одного из супругов считается причиной более чем основательной.
Например, мужчина может заявить в суде, что его жена часто отказывает ему в близости, из-за чего он испытывает постоянную сексуальную неудовлетворённость.
Мужчина также может сказать, что после появления у неё того или иного физического дефекта она стала ему неприятной в сексуальном плане – и суд признает развод законным, не говоря уже о тех случаях, когда сексуальная жизнь с женщиной вообще невозможна. Такое решение, к примеру, принял недавно иерусалимский раввинатский суд для пары, в которой супруга страдала редким анатомическим отклонением, что делало для неё половой акт крайне болезненным, в связи с чем за два года супружества между ней и мужем было всего две-три интимные близости. Однако, признав требование мужа о разводе справедливым, суд одновременно оговорил, что он должен выплатить своей жене огромную денежную компенсацию „за потерю ею девственности”.
Формально, по Торе, право предоставлять развод имеет только муж: сам развод вступает в силу, когда он подписывает написанное специальным письмом „разводное письмо” – „гет” – и вручает его жене при свидетелях.
Однако Галаха оговаривает конкретные случаи, когда муж обязан предоставить развод своей жене. А если отказывается, то его следует принудить к этому либо путём лишения свободы, либо избиением палками до тех пор, пока он не согласится дать своей жене «разводное письмо».
В современном Израиле раввинатский суд, разумеется, палками никого не наказывает, но имеет право отправить супруга в тюрьму за упорство в отказе подписать „разводное письмо”. Тем не менее, сегодня в Израиле проживает свыше 100 женщин, которые требуют развода от своих мужей, а те по разным причинам отказываются им его дать. Эта проблема не раз поднималась в Кнессете и в обществе местными феминистскими организациями. „Отказницы” даже провели несколько громких демонстраций в Иерусалиме и в Тель-Авиве, требуя раввинов применить к супругам самые серьёзные меры внушения и принудить их дать им развод.
Среди причин, по которым муж обязан предоставить жене „гет” по её требованию, называются не только случаи грубого и насильственного обращения с женой, но и причины чисто сексуального порядка. Например, если мужчина оказывается калекой с повреждёнными половыми органами или импотентом, который не в состоянии удовлетворить свою жену. Впрочем, даже дурной запах от мужа, который мешал женщине во время интимной близости, считался достаточным поводом для развода.
Мужчина, согласно существующим традиционным правилам, признаётся импотентом тогда, если, по словам жены, не имел с ней супружеских отношений больше шести месяцев.
Кстати, если христианин в период Средневековья мог доказать, что он не импотент, совершив публичный половой акт с проституткой, то для евреев такой способ был категорически неприемлем и судьям приходилось верить женщине на слово.
Да и ситуация, когда интимные отношения с мужем просто неприятны жене и вызывают у неё отвращение, тоже признаётся вполне уважительной и дающей законный повод для требования женщиной развода. Именно такое дело рассматривалось в одном из раввинатских судов Израиля в 2005 году, когда вполне светская и раскрепощённая еврейка подала на развод на том основании, что муж требует от неё, чтобы она занималась с ним анальным и оральным сексом, что ей крайне неприятно и вызывает у неё отвращение.
Муж же в ответ заявлял, что требует от жены всего лишь выполнения супружеских обязанностей. По его словам, ещё до вступления в брак они договорились, что будущая жена станет выполнять все его сексуальные фантазии.
– И эта устная договорённость не менее важна, чем письменная, – сказал ответчик.
Женщина призналась, что такая договорённость действительно имела место.
– Но, господин судья, – воскликнула она. – Я тогда не представляла, до каких уродливых форм может дойти сексуальная фантазия мужа!
Оскорблённый супруг, в свою очередь, согласился дать развод только в том случае, если его жена будет признана нарушительницей устного договора и в связи с этим не получит ничего из совместно нажитого имущества. Однако раввины отклонили все доводы супруга, посчитав, что в данном споре, правда, однозначно, на стороне женщины. Ответчика обязали дать развод с разделом имущества поровну.
Уже упоминавшийся нами великий еврейский учёный, мыслитель и раввин Рамбам (Маймонид) писал в связи с этим: «Если женщина говорит: „Мой муж отвратителен мне, и я отказываюсь с ним жить”, мужчина должен написать ей разводное письмо, потому что жена не может быть приравнена к пленнице, которая лишена права поступать в соответствии со своими желаниями...».
Кстати, именно Рамбам и предложил избиение палками в качестве наказания для мужей, отказывающихся предоставить своим жёнам развод.
В то же время еврейские законы о разводе построены так, чтобы предостеречь двух любящих людей от слишком поспешного совершения такого шага и, одновременно, дать им возможность исправить роковую ошибку.
Так, при разводе бывшим супругам напоминают, что с момента выдачи и получения „гета” им запрещено вступать друг с другом в интимные отношения и вообще жить под одной крышей.
В то же время, если они, разойдясь, поняли, что не могут существовать друг без друга, то им разрешается вступить в повторный брак. Но только в том случае, если женщина после развода не вступила в брак с другим мужчиной или даже просто была с ним близка. Если это произошло, она, согласно Галахе, становится окончательно „запретна” для своего бывшего супруга, и, увы, уже никакое осознание ими ошибки не может быть никак исправлено. Коэнам, потомкам первосвященника Аарона, вообще запрещено снова жениться на своей бывшей жене, даже если у той после развода не было ни одного мужчины.
На протяжении столетий официальное существование в иудаизме института развода давало евреям немалое преимущество по сравнению с христианами, у которых, как известно, развод был запрещён или сопряжен с неимоверными трудностями.
Сегодня в Израиле, где этот институт в целом следует древней еврейской традиции, супружеской паре развестись куда труднее, чем на Западе. Тем не менее, в Израиле ежегодно распадается около трети от общего числа заключённых супружеских союзов, что воспринимается соблюдающими традиции евреями как свидетельство глубокого кризиса, который переживает в современном еврейском обществе институт семьи.
Завершая разговор о разводе, нельзя не вспомнить и проблемы „агунот” – еврейских „соломенных вдов”. Особую остроту эта тема приобрела в начале ХХ века, когда сотни евреев попросту бросали своих жён и детей, чтобы, порвав с религиозным миром, вести светский образ жизни. Так как официальный „гет” той или иной брошенной женой получен не был, то она продолжала считаться замужней женщиной. И, стало быть, иудаизм запрещал ей вступать в брак и сожительствовать с другим мужчиной до тех пор, пока муж не пришлёт ей „разводное письмо” или не будут получены достоверные сведения о его смерти.
Понимая всю ненормальность ситуации, при которой всё ещё молодая женщина не может создать семью и жить нормальной сексуальной жизнью, раввины тратили подчас немало времени и сил для того, чтобы разыскать пропавшего без вести мужа и уговорить его подписать „гет”. Или, если мужа найти не удавалось, попытаться доказать факт его смерти.
В древности, чтобы в случае пропажи без вести, его жена не стала „агуной”, уходя на войну, евреи давали своим жёнам развод с тем, чтобы вступить с ними в повторный брак после своего благополучного возвращения домой. Сохранение супружеской верности в данном случае приобретало принципиальное значение: если в то время, пока муж воевал, у женщины появлялся любовник, она уже не могла соединиться со своим мужем.
Свадебная церемония – Хупа
Когда заходит речь о еврейской свадебной церемонии, немедленно всплывает слово „хупа”. Для людей, незнакомых с еврейскими традициями, оно практически не несёт никакой информации – просто одно из множества еврейских словечек, так или иначе употребляемых в разговоре. Однако для самих евреев оно означает крайне важную процедуру, которую проходит человек, придерживающийся традиций своего народа.
Что же на самом деле Хупа? В буквальном смысле – это полог или балдахин, под которым располагается пара молодожёнов в период церемонии бракосочетания. Он делается из фрагмента ткани или даже простыни и обычно крепится к четырём опорам, имеющим свою символику, либо держится в руках четырьмя помощниками, обслуживающими церемонию. Фактически это прообраз дома, который молодожёны должны построить совместными усилиями.
В Талмуде сказано, что во время церемонии бракосочетания мужчина и женщина обретают цельность, дополняют и завершают друг друга. Еврейская свадьба – это начало новой жизни, когда жениху и невесте прощают все грехи, они получают возможность исправить прошлое и начать всё с чистого листа.
Три этапа еврейского бракосочетания.
Традиционная еврейская свадьба состоит из трёх основных этапов:
- Шидухим (знакомство). Это название первых встреч между будущими новобрачными, их организацией занимаются специально обученные сваты – шадханим. Они проходят исключительно в людных местах и не подразумевают уединения. После нескольких встреч молодые люди решают, хотят ли они заключать брак или нет.
- Эрусин или помолвка – праздничное торжество, во время которого объявляют о создании новой пары.
- Нисуин или Хупа – непосредственно обряд бракосочетания.
Церемония обручения – Эрусин.
Эрусин обычно совершают через несколько дней после предложения о заключении брака. Частью церемонии является Тнаим – закрепление обязательств сторон в письменном виде. Во время подписания документа жених должен провести обряд Киньяна – поднять какой-либо предмет высоко вверх для символичного обозначения окончательно принятого решения.
У многих ортодоксов ещё до помолвки празднуют Ворт, когда молодой человек просит руки девушки. Часто подписание Тнаим совершают перед помолвкой, во время празднования Ворта.
В процессе совершения Эрусина или Ворта происходит и закрепление обязательств со стороны родителей пары по материальному участию в проведении будущей свадьбы, а также обеспечению молодых всем необходимым.
Церемония Эрусина завершается тем, что две мамы разбивают тарелку на счастье. Этот обычай у евреев символизирует то, что невозможно отменить процесс обручения, так же как снова соединить разбитую посуду.
Во время Эрусина обычно устраивают небольшой фуршет, который проводят в кругу родственников и близких друзей.
Приготовления к еврейской свадьбе.
Подготовка начинается с выбора даты торжества. Необходимо учесть, что Хупу не проводят:
- в дни поста, в Шаббат и Йом Тов, включая полупраздничные дни Холь а-Моэд;
- в периоды траура между Песахом и Шавуотом (исключение – Лаг ба-Омер);
- в течение трех недель между постами 17 Тамуза и 9 Ава.
Также подготовка к Хупе включает посещение будущими новобрачными специальных уроков, которые посвящены правилам семейной жизни.
Неделя перед еврейской свадьбой.
В течение семи дней перед проведением Хупы жених с невестой не должны встречаться. В субботу, которая предшествует свадьбе, жениха обязательно вызывают к Торе. После завершения чтения его осыпают конфетами, чтобы дальнейшая жизнь в браке была сладкой. Кроме того, практикуют проведение кидуша для всех членов общины, на котором парень произносит слова Торы, и таким образом демонстрирует свои знания.
Ещё один обычай еврейской свадьбы – пост с утра до вечера в канун церемонии. Мудрецы приравнивают обряд Хупы к личному Йом Кипур, а это значит, что жениху и невесте прощаются все грехи. Пост завершается после свадебной церемонии.
Посещение миквы.
Накануне дня свадьбы невеста должна обязательно окунуться в микву – ритуальный бассейн. Процедура проходит под присмотром специально обученной женщины – баланит. В дальнейшем такое омовение замужняя женщина совершает ежемесячно.
Обычаи и традиции еврейской свадьбы (Хупа).
Церемония Хупы обычно проходит под открытым небом, а молодожёны размещаются под специальным балдахином из ткани, который закрепляют на четырёх столбах. Следующий этап торжества (трапеза) может проходить в любом другом месте, например в банкетном зале или ресторане.
Что такое Кидушин?
В переводе с иврита „Кидушин” означает „посвящение”. С этого момента еврейская девушка полностью посвящает себя будущему мужу, она не имеет права заводить отношения с другим мужчиной.
Кидушин по сути – это символический выкуп, который обычно передают невесте в виде обручального кольца. По еврейской традиции передача женщины во владение мужу может производиться тремя путями: „бэ-кесеф” – предложением денег или вещей, „би-штар” – расписка, „бэ-биа” – фактическими супружескими отношениями. Данные три пункта следует рассмотреть особо.
В первом случае невесте предлагается современный эквивалент одной пруты – самой мелкой серебряной монеты талмудической эпохи (ныне это стоимость коробка спичек). Интересно, что передача бумажных денег здесь не проходит, ведь бумага стоит существенно дешевле того серебряного кусочка, пусть даже и размером в половину ячменного зёрнышка. Сейчас обычно невесте передаётся кольцо, лишённое всяческих украшений. Фактически традиция бэ-кесеф превратилась в процесс обручения молодых.
Следующий вариант – расписка би-штар. В данном случае жених должен написать на любой поверхности (хоть на бумаге, хоть на пальмовом листе или глиняной табличке) короткую фразу: „Ты посвящена мне”. Причём, во фразе обязательно должно быть указано имя конкретной женщины. Записки „на предъявителя” в данном случае не проходят. Если невеста берёт эту записку, она согласна. Если отвергает, то „выстрел” был холостым, и молодой человек должен искать другую невесту.
Самым радикальным является третий путь – бэ-биа. В данном случае при свидетелях делается заявление, что молодой человек намерен взять некую женщину в жёны путём свершения интимных отношений. После этого пара уединяется, и остальным не остается ничего другого, как узаконить данный процесс соответствующим документом. Правда, данный способ не приветствуется еврейскими мудрецами, хотя и принципиально возможен.
Хупа.
Церемония еврейской свадьбы начинается с того, что жених заходит в зал, где сидит невеста, и закрывает её лицо фатой. Во многих общинах не принято использовать для этого прозрачную ткань. Далее молодой человек уходит в сопровождении остальных мужчин на улицу и становится под хупу.
После этого выводят невесту, которая ходит вокруг жениха семь раз. Ведущий церемонии произносит благословение над бокалом вина, из которого молодожены позже должны немного отпить. Далее проводят обряд Кидушин, когда мужчина надевает кольцо своей избраннице. Перед этим два свидетеля должны удостовериться, что украшение имеет минимальную ценность для посвящения невесты.
Следующий этап Хупы – чтение заранее составленной Ктубы (брачного договора). После этого жених передаёт её правой рукой своей избраннице и в дальнейшем она хранится у женщины.
Следующий шаг – чтение семи благословений. Для этого приглашают ведущих представителей общины и членов семьи новобрачных (мужчин). Затем молодожёнам необходимо снова отпить небольшое количество вина и жених разбивает стакан. В ряде общин бокал разбивают до начала чтения Шева Брахот. На этом церемония под хупой заканчивается.
Ктуба.
Ктуба – это еврейский вариант современного брачного контракта между мужем и женой. Её составление является первым этапом еврейской свадьбы. По сути это перечень обязанностей будущего мужа, а также подтверждение прав женщины в семье. На документе должны присутствовать подписи двух свидетелей.
Изначально текст составляют на арамейском языке. Но его принято переводить на иврит (или на язык понятный новобрачным) при оглашении, иначе смысл документа можете показаться непонятным для новобрачных.
Один из обязательных пунктов Ктубы – сумма, которую при разводе или в случае смерти мужа гарантированно получит будущая жена. Также здесь перечисляют всё приданое невесты.
Важно! Если во время семейной жизни Ктуба потерялась, то супругам запрещено уединяться в доме, пока не будет составлен новый документ.
Зачем на еврейской свадьбе разбивают стакан?
На еврейской свадьбе в конце церемонии под Хупой принято разбивать бокал. Данный обычай корнями восходит к закону о том, что даже в самые весёлые моменты жизни необходимо помнить о разрушении Храма, который стоял в Иерусалиме. Именно по этой причине и разбивают сосуд, чтобы символически напомнить о великой утрате еврейского народа.
Хедер Йихуд или комната уединения.
После завершения церемонии Хупы невесту и жениха провожают в специально подготовленную комнату. Здесь у молодых есть возможность немного пообщаться, а также утолить голод после дневного поста. Жених изнутри закрывает двери, и в это время запрещено кому-либо входить к молодожёнам. За эти несколько минут пара приобретает новый статус и теперь по закону Торы они могут называться мужем и женой.
Трапеза и танцы.
Пока новобрачные находятся в комнате для уединения, гости начинают трапезу. Одна из особенностей ортодоксальной еврейской свадьбы заключается в том, что мужчины и женщины празднуют отдельно. Между женской и мужской частями зала обязательно должна присутствовать непрозрачная перегородка.
Трапезу всегда начинают с благословения на хлеб. Затем подают рыбные, мясные блюда и десерт. Также принято произносить традиционный тост за молодых: „Лехаим!”
Во время еврейской свадьбы особое внимание уделяют развлекательной части. Есть такая заповедь – веселить невесту и жениха, поэтому с новобрачными много танцуют, носят на стульях, радуют и смешат. Также могут показывать разнообразные фокусы и акробатические трюки.
Трапезу завершает повторное чтение Шева Брахот и благословение после еды Биркат Амазон.
Семь дней Шева Брахот.
Если у невесты это первый брак, то на протяжении следующих шести дней после свадебного торжества проводятся специальные трапезы, в конце которых читают Шева Брахот. Данная традиция уходит в далёкое прошлое, когда в древности праотец Яаков ожидал семь дней после женитьбы на Лее, чтобы заключить союз ещё и с Рахель.
Основная цель данного обычая – предоставить возможность как можно большему количеству людей, которые не были свадьбе, поздравить молодых. По этой причине на каждой из таких трапез должен присутствовать хотя бы один новый гость. При этом обязательным условием является наличие как минимум 10 мужчин (миньян), чтобы иметь возможность произнести благословения.
Считается, что жених и невеста в день Хупы и последующие семь дней после церемонии подвергаются особой опасности со стороны духовной нечистоты. Поэтому по традиции в этот период молодожёны не выходят на улицу без сопровождения.
Еврейская свадьба – это рождение новой семьи, которое сопровождают многочисленные ритуалы. Соблюдение каждого из них имеет большое значение и напоминает о важных событиях в истории еврейского народа. Присутствовать на Хупе и веселить жениха с невестой считается богоугодным делом и каждый, кто в этом участвует, выполняет великую заповедь. Ведь воспоминания о радости, которую испытывают люди во время Хупы, всегда живут в сердцах супругов и сопровождают пару на протяжении всей совместной жизни.
Это интересно!
В течение с дней после свадьбы (на период Шева Брахот) мужа и жену полностью освобождают от работы и прочих будничных дел.
Свадьбы у евреев, как правило, справлялись в среду, чтобы суд раввинов, заседавший по четвергам, мог сразу же рассмотреть возможную жалобу мужа. Что касается вдов и разведённых женщин, то они обычно выходили замуж в четверг. |