Свиток Эстер демонстрирует нам несколько типов семейных взаимоотношений. Посмотрим на пары Ахашверош-Вашти, Аман-Зереш и Мордехай-Эстер. Да-да, Мордехай и Эстер были не только дядей и племянницей, но и мужем и женой, как известно из Талмуда.
В паре Ахашверош-Вашти каждый из супругов преследует свои собственные интересы. Ахашверош женится на Вашти, чтобы укрепить свой статус. При этом он старается не допустить, чтобы жена имела какой-либо собственный статус, кроме статуса „жены царя”.
Вашти же, напротив, стремится к независимости и влиянию. Во время пира, который даёт Ахашверош, она устраивает параллельно свой собственный пир для женщин. Если женщины Персии будут иметь решающий голос в семье, влиятельность Вашти в государстве перевесит влиятельность Ахашвероша.
Ахашверош делает ответный ход – вызывает жену, как рабыню, в пиршественный зал, чтобы похвастаться её красотой. Мол, она всего лишь красивая женщина, и никакого династического значения брак с ней не имеет.
Вашти возмущённо отказывается прийти. Это решающий момент для Ахашвероша: сейчас нужно твёрдо поставить жену на место, а заодно и укрепить подчинённое положение женщины в семье, тогда царица никогда не станет угрозой царю.
Столкновение интересов заканчивается распадом брака.
В каком направлении двигаться?
Вторая пара – Аман и Зереш. У них, несомненно, нет столкновения интересов. Тщеславие мужа подпитывается тщеславием жены. Зереш – верная советчица. Но что она советует? Как лучше достичь негодных целей, которые он перед собой поставил.
Их сотрудничество заканчивается гибелью семьи.
И, наконец, Мордехай и Эстер.
В Пятикнижии есть история бунта Кораха. Он хотел совершить переворот и стать главой евреев. Закончилось всё гибелью честолюбивого заговорщика и его сторонников.
Какова роль жены Кораха в этом бунте? Наши мудрецы говорят, что это именно она постоянно внушала мужу, что он ничуть не хуже Моше, и будет справедливо, если он займёт его место.
Среди сторонников Кораха был еврей по имени Он. Жена отговаривала его участвовать в заговоре, но тот и слушать не хотел. В день, когда бунтовщики договорились „выйти на площадь”, женщина сняла платок, распустила волосы и села в дверях. Это, пожалуй, то же самое, что в наше время полностью обнажиться.
Нет, она не собиралась соблазнять друзей мужа. Она знала, что те просто не посмеют поднять на неё глаза и уж тем более приблизиться. Так и получилось. Заговорщики, придя за Оном, подождали-подождали, когда можно будет войти в шатёр, да и ушли без него. В результате Он остался в живых и не потерял своё доброе имя.
Можно привести ещё примеры из Торы, когда жена, не вступая в конфронтацию и действуя в интересах мужа, находит мудрый способ обойти его неправильное решение. Это, например, Ривка и Авигаль.
Но ещё более высокая ступень управления семейной лодкой заключается в высказывании наших мудрецов: „Годная жена делает желание мужа”. Слово „делает” следует понимать здесь не только в прямом смысле – „исполняет”, а и в переносном – „формирует желание мужа”.
Годная жена
А теперь обратимся к Мордехаю и Эстер. Прежде всего мы видим, что Эстер беспрекословно слушается Мордехая. Он велит не открывать своего происхождения – она так и поступает. Никакого иного разумного объяснения ей не требуется. С другой стороны, Мордехай берёт на себя ответственность за Эстер. Когда её забирают в царский дворец, он старается держаться поблизости, чтобы знать, что с ней происходит, и быть готовым к действиям.
Бородатый анекдот
У нас с женой разделение обязанностей. Я отвечаю за общее, а она – за мелочи. Я – за мировую политику, экономику, экологию, а жена – за то, какие блюда готовить, какую мебель покупать, как детей воспитывать…
В час беды, когда Мордехай решает действовать, он, прежде всего, отправляется за помощью к жене.
А дальше происходит интересное. Как только Мордехай и Эстер приходят к согласию по поводу того, что делать, их роли меняются. Если до сих пор лидером был Мордехай, то теперь, когда нужно решить, как делать, лидером становится Эстер. Теперь уже она даёт Мордехаю указания, и он их исполняет, не задавая вопросов.
В дальнейшем о Мордехае в свитке упоминается лишь мимоходом. Главным действующим лицом становится Эстер. Она идет к царю, она устраивает пир, она добивается казни Амана, она просит за евреев… Лишь в конце Мордехай и Эстер снова равнозначны: они вместе записывают историю Пурима и просят мудрецов установить её чтение на память для будущих поколений.
Далее происходит новая смена ролей, казалось бы, неожиданная, но логически вытекающая из всего предыдущего поведения Эстер:
„…подробный рассказ о возвышении Мордехая, о том, как возвеличил его царь, – всё это вписано в книгу летописи царей Мидии и Персии,
Потому что Мордехай Иудей был вторым (после) царя Ахашвероша, и великим среди иудеев, и любимым у множества братьев своих, добиваясь добра народу своему и говоря ко благу всего рода своего…”
Где Эстер? Её нет на сцене! Она сделала своё дело и снова ушла в тень. Её слава и почёт – в славе и почёте Мордехая.
Таким образом, Эстер какое-то время была центральной фигурой Пурима лишь вынужденно, её истинная роль – быть „теневым министром”.
И этот тандем добивается впечатляющих успехов, как в личных отношениях, так и в достижении поставленных перед ним „внешних” целей.
А если вы спросите, кто был главным в этом тандеме, кто задавал тон в отношениях, кто их выстроил – вспомните, чьим именем назван свиток. |