Еврейское кладбище ‒ это кладбище, на котором похоронены евреи в соответствии с еврейской традицией. Земля на кладбище считается святой. Создание кладбища является одним из первых приоритетов для новой еврейской общины. Ранние еврейские кладбища были расположены за пределами города.
Надгробия на еврейских могилах ‒ это плиты и памятники, устанавливаемые на могилах иудеев согласно еврейской религиозной традиции, а также на захоронениях представителей еврейской национальности других конфессий. Наиболее известным типом является маццева. (Не следует путать с нефешем, могильным памятником в форме шатра). Маццева, также маццеба или мацева (поставленное, воздвигнутое ‒ иврит) ‒ еврейский могильный памятник в виде стоячего камня. Законоучители считали, что отмечать всякую могилу каким-нибудь знаком прямо предписывается Торой. У древних евреев был также обычай ставить над могилой камень, обливавшийся известью, чтобы, главным образом, предостерегать прохожих от соприкосновения с могилой. С XVI века существует обычай ставить мацеву по истечении двенадцати месяцев после погребения. В диаспоре есть традиция хоронить ногами в сторону Иерусалима.
Обычай устанавливать надгробия на могилах известен с самого начала еврейской истории. Впервые он упоминается в Торе в рассказе о могиле Рахэли: „И умерла Рахэль, и погребена на дороге к Эфрату [Вифлеем]. И поставил Яаков над гробом её памятник. Это надгробный памятник Рахэли до сего дня” (Берейшит 35:19, 20).
Надгробие устанавливают на могиле по нескольким причинам:
- Для того, чтобы сохранилась память об умершем.
- Для обозначения места, к которому приходят молиться о душе умершего. Если умерший был праведником, то принято молиться возле его могилы о живых, полагая, что, благодаря заслугам похороненного там человека, молитва будет услышана.
- Для обозначения места ритуальной нечистоты. Надгробие служило предостерегающим знаком для людей, желавших сохранить ритуальную чистоту. В наше время это актуально только для коэнов, им запрещено приближаться к могилам.
В европейских странах принято ставить надгробные плиты вертикально, а в странах ислама и в современном Израиле их кладут на могилы горизонтально.
В прошлом надписи на надгробиях делали на иврите, с использованием еврейского квадратного письма. В последние века распространился обычай делать надписи на языке, понятном среди окружения усопшего.
Минимальная классическая надпись на могильной плите состоит из аббревиатуры פנ — начальные буквы слов פה נקבר или פה נטמן ‒ „здесь похоронен”, имени покойного и его родителей. У ашкеназских евреев принято писать имя отца, а у сефардских ‒ имя матери и дата смерти по еврейскому календарю.
Среди надписей на мацевах можно встретить аббревиатуры ת'נ'צ'ב'ה — תהא נשמתו צרורה בצרור החיים („Пусть его душа будет завязана в узел жизни”). Источником этих слов является фраза, сказанная пророчицей Авигеей царю Давиду: „Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Г-спода Б-га твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращою” (1Цар. 25:29). В еврейской традиции эта фраза стала пожеланием душе покойного удостоиться вечной жизни.
В надпись могут быть также включены любые слова, характеризующие покойного, называющие его хорошие качества.
Еврейский религиозный закон запрещает вырезать на камне портрет человека и тем более делать памятник-скульптуру, но изображения орнаментов, символов, птиц и животных разрешены. На надгробиях коэнов обычно выгравированы руки с пальцами, соединенными особым образом, как во время произнесения благословения коэнов. На могилах левитов иногда изображается сосуд с водой для омовения рук. Изображения на старинных надгробиях обычно намекают на имя, род деятельности и праведные поступки усопшего. Встречаются памятники, на которых запечатлены настоящие шедевры литературного и художественного искусства. Несмотря на религиозный запрет, в Древнем Риме на еврейских надгробиях выполнялись изображения людей и даже языческих божеств.
В конце XVIII века на еврейских надгробиях стали изображать звезду Давида. Но задолго до этого в качестве еврейского изображали менору ‒ храмовый светильник. Менорой, в противовес кресту, со II века н. э. отмечаются еврейские захоронения в диаспоре и в Палестине, с этого же времени она стала атрибутом оформления синагог.
Могилы можно посещать в любое время; в некоторых общинах есть обычаи посещения в дни постов и перед днями праздников, и особенно в тридцать дней и годовщину смерти, а также есть традиция в месяце Элул посещать могилы предков.
Какие же существуют традиции у евреев при посещение могил?
- Евреи не кладут цветы или венки на могилу. Цветы, положенные на могилу, а тем более в гроб, — пережиток языческого обычая жертвоприношения духам предков, запрещенного евреям. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний.
- Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
- Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
- Обычай приносить на могилу камни зафиксирован у евреев ещё в Средневековье. Но он, скорее всего, существовал намного раньше. Возможно, еще со времен Исхода. По верованиям иудеев могилы никогда не должны быть уничтожены. Их необходимо обезопасить от исчезновения, чтобы все евреи смогли дождаться Машиаха. По одной из версий, чтобы сберечь могилы погибших в пустыне во время Исхода, евреи стали заваливать их камнями.
Но это только одна из версий. Традиционно камень является символом вечности. Поэтому, принося на могилу камни, иудеи и подтверждают, что память об ушедшем жива, и символически заботятся о сохранности могилы. Любой, посещающий место упокоения своего друга или родственника, приносит камешек и символически кладёт его на надгробие. Много камней ‒ о человеке помнят и часто его навещают. С религиозной точки зрения камни на могилах иудеев ещё и связаны с разрушенным Храмом в Иерусалиме как знаком особой трагической истории этого народа. По той же причине на мемориалы жертв Холокоста принято приносить не цветы, а камешки.
- Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
- Принято посещать могилы предков и праведников в месяце Элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
- Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
- в субботу и праздники;
- в Пурим ‒ 14 и 15 числа месяца Адар;
- а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт): в течение всего месяца Нисан;
- в Песах шени ‒ четырнадцатого числа месяца Ияр и в Лаг ба-омер;
- в месяц Сиван ‒ с новомесячья и до двенадцатого числа;
- девятого и пятнадцатого числа месяца Ав;
- с Йом-Кипура до конца месяца Тишрей;
- в дни праздника Ханука;
- в Ту-би-шват ‒ пятнадцатого числа месяца Шват;
- в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца Адар в високосном году);
- в рош-ходеш (новомесячье).
- Коэнам запрещено посещать кладбище.
Уборка кладбища – это очень важное дело, лежащее в основе еврейской традиции благотворительности. Кладбище – это часть нашей культуры. Во все времена места захоронений считались особенными, и небрежное отношение к ним означает предание памяти предков забвению.
В этой традиции важен и воспитательный аспект, ведь наши мудрецы называли заповедь уважения к мёртвым самой бескорыстной мицвой, потому что выполняющий её человек не ожидает благодарности.
На календаре у нас месяц Элул ‒ это наилучшее время для выполнения самой бескорыстной мицвы. Мы приглашаем всех желающих выполнить заповедь собраться 29 сентября 2024 года к 10 часам утра у „бочки” на еврейском участке кладбища №1 по улице Одесской. |